«Человек обретает веру, когда он ставит перед собой важные вопросы и ищет на них ответы»
В этом году Градо-Хабаровскому собору Успения Божией Матери исполняется 20 лет. О том, как изменился собор за это время, каким святыням молятся прихожане и как ученик советской школы пришёл к вере, рассказал клирик Успенского храма — иерей Андрей Дидур, который служит здесь уже 10 лет.
В моей школе учился будущий епископ и несколько священников
Родился я в городе Советская Гавань. Семья моя — самая обычная, советская: мама — врач, отец строил дороги. К вере имела отношение только бабушка – мамина мама. Мамины родители из раскулаченных забайкальских казаков. Их сослали на север Амурской области, после строительства Зейской ГЭС их деревня попала в зону затопления, и они переселились в поселок Архара. Дома у бабушки были иконы, и я видел как она молилась, но на эту тему никогда не было разговоров, она была не образованна, не умела писать и читать.
Я воспитывался в атеистической обстановке, такое тогда было образование, о вере говорилось только в негативном смысле, но, несмотря на это, школа, которую я закончил, дала одного епископа (Ионафан (Цветков), архиепископ Абаканский и Хакасский, закончил школу в Советской Гавани) и нескольких священников. Мой одноклассник тоже стал священником – это протоиерей Алексей Лавренюк, настоятель храма в городе Амурск. Это говорит о том, что в советское время, как бы его ни ругали, человек получал нравственный фундамент, способность различать добро и зло.
В 1988 году я был с родителями в Москве, мы посещали как туристы известные храмы, в этот год отмечалось 1000-летие Крещения Руси, Церкви дали относительную свободу, и некоторые храмы открылись.
Первый мой опыт соприкосновения с христианством был в армии, когда мой сослуживец посоветовал мне прочитать книгу протоиерея Александра Меня «Сын Человеческий». Что меня тогда поразило – это сам стиль повествования, нас ведь учили, что религия – это сказки, а тут автор пересказывает евангельские события, излагая историю. Меня удивило, что об этом можно так говорить. В это время первые семена веры упали в душу. Позже, когда я учился в семинарии, я узнал, что у отца Александра были своеобразные взгляды, и книга написана в стиле западной христианской традиции, а не восточной православной.
На вопрос «как я стал верующим?», могу сказать в целом, абстрагируясь от всех частных деталей, что человек обретает веру, когда он не просто живёт, а когда он ставит перед собой важные вопросы и ищет на них ответы. Это мировоззренческие вопросы: «Кто я?», «Зачем я в этом мире?», «В чём смысл жизни?», «Откуда этот мир?». Когда человек начинает поднимать важные темы, задумываться, углубляться в себя, тогда Господь ему открывается.
Вот такие вопросы у меня возникали, и в результате я обрёл веру и сознательно захотел креститься в 32 года. Это было в 2004 году. И на огласительной беседе я узнал, что Крещением не должно заканчиваться воцерковление, что в храм надо ходить регулярно, участвовать в жизни церковной, в Таинствах, и как-то я всё это естественно воспринял. Я в этом ощутил потребность.
Так я стал прихожанином храма святителя Иннокентия Иркутского. Со временем мне предложили нести пономарское послушание. И во время служения в алтаре во мне зародилась мысль о священстве. В этом намерении меня укрепило паломничество в 2005 году на Святую Землю на Страстную седмицу и Пасху, и по святым местам нашей страны. Мне удалось побывать в Троице-Сергиевой Лавре, в Оптиной пустыни, посетить святыни Москвы. И после этого мне захотелось оставить свою работу, по образованию я был юристом, и посвятить себя церковному служению. По возвращении я уволился, стал нести послушание пономаря и пекаря и через год поступил в Хабаровскую духовную семинарию.
Хабаровская семинария – ещё один серьёзный этап в моей жизни, на четвёртом курсе я вступил в брак, на пятом был рукоположен в диаконы, и через полгода, в 2011 году, в священники. После рукоположения я служил в Спасо-Преображенском соборе, потом уже меня перевели на постоянное место служения в Христорождественский собор, где я прослужил до 2013 года, когда я получил назначение в Градо-Хабаровский собор Успения Божией Матери, где я до сего дня пребываю.
Благоустройство собора
За 10 лет Собор изменился, особенно в последнее время. Иерей Дионисий Ногтев служит настоятелем здесь уже третий год, он полностью отдаёт себя собору. Наконец появилась возможность целенаправленно заниматься устранением неполадок и проблем, связанных с ремонтом. Много уже сделано, ещё больше нужно сделать, стабильность – очень положительный момент, потому что отец Дионисий много занимается благоустройством собора, старается привлекать к этому прихожан. Сделана и крыша, и отопление. Есть проблема: нижний храм построен без гидроизоляции, которая должна предотвращать поступление влаги. Поскольку ее нет, то в нижнем помещении довольно сыро, осушители стоят, пытаемся немного решить проблему.
Песнопения Успению и Албазинская икона
Наш храм посвящен Богородице, поэтому песнопения Успению звучат здесь часто: тропарь, кондак… Здесь ощущается Покров Божией Матери. Ощущается также связь времён. Вот икона Божией Матери «Албазинская» – это сразу целый пласт истории: во время освоения Приамурья это была святыня казаков крепости Албазино, перед которой они молились и на которую они уповали при столкновении с маньчжурами. Этот список иконы, пожертвованный купцом Василием Плюсниным, также считается святыней нашего храма. Всегда, и во время богослужения, и просто, когда подходим и молимся, мы чувствуем связь времён, ощущаем, что Господь по ходатайству Своей Пречистой Матери хранит и поддерживает нас в нашем служении.
Воинский храм
Сейчас наш храм является воинским храмом Хабаровского гарнизона. Храм находится рядом с площадью «Город воинской славы», где проходят различные патриотические мероприятия. В храм приходят военные и их родственники. Помимо служения в храме я также являюсь сотрудником военного отдела епархии, занимаю должность помощника командира бригады связи по работе с верующими военнослужащими. Встречаюсь с военными обычно раз в неделю, тема выступления – какое-то значимое событие, праздник, его смысл, жизнь святого. Преподобный Сергий Радонежский – покровитель войск связи, поэтому к его личности довольно часто обращаемся. В беседах затрагиваем вероучительные моменты, говорим о смысле христианской жизни. Стараюсь рассказывать понятным языком, крещёных в части немало, но они еще не воцерковлены, много предстоит работы, состав постоянный, контрактники, офицеры, служащих по призыву там нет. Особенность бригады связи в том, что у них объекты, начиная с Забайкалья до Курил – такая большая территория и очень много подразделений. Мы часто проводим правовой час в формате видеоконференции – то есть все подразделения подключаются в назначенное время, и все участвуют, благодаря технической возможности можно сразу всех объять.
Храм – это люди
Я ещё бы сказал, что храм – это люди. Целая эпоха связана с владыкой Ефремом, он долго служил здесь как священник, потом как епископ. А почивший протоиерей Павел Кошелев был из верующей семьи и рос в советское время, был исповедником с детства. Благодаря своей тёте он приобщился к церковной жизни, пел на клиросе и претерпевал за это различные гонения, его в школе закрывали, чтобы он в храм не мог пойти. Когда он стал священником, ехал в трамвае в священническом облачении, то его начали душить, схвативши за крест. Вот человек другого времени, о котором мы теоретически знали, читали, а он жил в эту эпоху гонений, сохранил веру и стал священником, он – живая история.
Постоянно в Успенском Соборе проходят служение преподаватели Хабаровской духовной семинарии в сане, которых направляет Учебный комитет Русской Православной Церкви. В нашем храме также уделяется внимание духовному образованию: открыта воскресная школа для детей, действует приходская школа для взрослых.
Радует, что у нас есть прихожане чуть ли не с самого открытия храма, и много новых – тех, кто воцерковился и включился активно в приходскую жизнь. Они не только ходят на службы, но и имеют послушания на приходе, служат своими талантами людям. Кто-то создал семью на приходе, у кого-то родились дети, и они теперь ходят в храм все вместе. Разные у нас прихожане, но все — под Покровом Пресвятой Богородицы. Видя в церковной ограде все больше искренних людей, нельзя не порадоваться тому, что они, несмотря на многие соблазны нашего времени, поставили перед собой важные вопросы и нашли на них ответы в Православии.
Добавить комментарий