Богослужения на Светлой седмице

Светлая неделя (Светлая седмица, Пасхальная неделя) — это следующая за праздником Пасхи седмица, которая включает пасхальное воскресение и последующие шесть дней до Фоминой недели. Составные дни Светлой недели также имеют свое соответствующее название: Светлый понедельник, Светлый вторник и так до Светлой субботы включительно.

Праздничное богослужение в дни Светлой недели совершается при открытых царских вратах: открытый алтарь символизирует в этом случае образ Гроба Господня, от которого ангел отвалил камень, а также открывшийся вход в Царствие Небесное, который обретаем благодаря Искупительной Жертве и Воскресению Христову. Всю неделю совершается праздничный колокольный перезвон, причем на колокольню допускаются все желающие христиане и могут звонить в любое время.

На время Светлой седмицы обычный во весь год пост по средам и пятницам отменяется. Отменяются до самой Пятидесятницы (50-й день по Пасхе) земные поклоны. Все покаянные молитвы из богослужения на это время исключаются, и каждый день совершается торжественный крестный ход.

Вместо утреннего и вечернего молитвенного правила всю первую неделю по Пасхе читаются Пасхальные часы.

Основное содержание этого времени — торжество: необходимое во все дни жизни человека покаяние как бы уходит в тень, христианин объят другим чувством — льющейся через край радостью о Воскресении Спасителя, о ­восстановлении нас, людей, в своем достоинстве. Это радость Адама о возвращенном Рае, радость блудного сына о незаслуженно принявшем его Отце.

Именно в эти дни в полноте становятся ясны слова апостола Павла: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите (1 Фес 5:16–18).

Артос — так называется хлеб на закваске с изображением Креста или Воскресения Христова, освящается он в первый день Пасхи и во всю Светлую седмицу стоит на аналое (особом столике) перед иконой Спасителя, справа от Царских врат. А когда службы нет — прямо во вратах, которые приоткрываются ровно настолько, чтобы в их створках поместился аналой с артосом. Сохраняется традиция выносить артос во время ежедневных на Светлой неделе крестных ходов.

По одной из версий этот обычай восходит к апостольской традиции: когда ученики Христовы собирались после Его Воскресения на трапезу, согласно преданию, они полагали часть хлеба на столе для Него, как всегда делали при Его земной жизни.

Артос и сегодня символизирует невидимое присутствие Иисуса Христа с нами. Вместе с тем это есть символ жизни вечной: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать (Ин 6:35), как сказал о себе Спаситель.

Раздается артос в субботу Светлой недели, после утреннего богослужения. Есть его полагается натощак и — в особых случаях, например, в болезни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.